Site logo

B2B маркетплейс производственных компаний

Бренд торговой сети

Бренд торговой сети — такой же ценный актив, как ее помещения или оборудование, но после закрытия магазинов он часто остается без дела. На примере "Метрики", "Техношока", "К-рауты" и сети "Дети" разобрался в судьбе их брендов и оценил, какие шансы у конкурентов захватить вакантный товарный знак.

За последние годы рынок Петербурга покинули несколько торговых сетей, которые на пике своего развития достигли масштаба федеральной сети. После закрытия магазинов зачастую от них осталось только название. Но бренд ретейлера — это не воздух, а такой же актив, как помещения или оборудование. Российское законодательство допускает возможность захвата товарных знаков, которые больше не используются. "ДП" вместе с Claims проанализировал, под какими известными вывесками могут открыться совсем новые компании.

К-раута, К-руока

Кому принадлежит: Kesko, Финляндия

Когда истекает защита: пять товарных знаков "К-раута" действительны до 2026 и 2027 годов, семь товарных знаков сети "К-руока" и ее собственных торговых марок действительны до 2021 и 2018 годов

Что случилось с сетью: В этом году Kesko отказалась от развития в России и продала 12 магазинов "К-раута" сети "Леруа Мерлен". В конце 2016 года компания продала продуктовую сеть "К–руока" петербургской "Ленте", еще раньше – сеть спортивных магазинов Intersport группе частных инвесторов. 

Комментарий гендиректора "К-рауты" Артема Тараева: И оптовый, и розничный бизнес сейчас закрыт, компания ушла из России. Все торговые знаки на территории России зарегистрированы на Kesko на очень долгий срок и передача их кому-либо не планируется. Когда защита закончится, компания ее просто продлит.

Комментарий юристов: Продление срока действия отдельных товарных знаков после закрытия сети может свидетельствовать о том, что правообладатель не исключает своего возвращения на российский рынок. Другой вариант — он не хочет, чтобы его репутация использовалась другими лицами. Для сети, которая сохраняет свое присутствие в других странах это особенно актуально. Бренд будет известен путешественникам, а значит любой похожий товарный знак в России будет порождать ассоциацию с зарубежной сетью и создавать необоснованное смешение с деятельностью другого хозяйствующего субъекта. 

Метрика

Кому принадлежит: ЗАО "Мегалит"

Когда истекает: Права на комбинированный товарный знак, защищающий логотип сети, истекли на днях, 19 июня, права на словесный знак "Метрика" действуют до 2024 года.

Что случилось с сетью: Из-за кризиса 2014 года выручка компании обрушилась, магазины стали закрываться, а долги перед поставщиками и банками — расти. В 2015 году было введено конкурсное производство в головной компании сети ООО "Корпорация СБР", в 2016 году — на других юрлицах компании (например, "Мегалит"). В 2016 году земельные участки и недвижимость "Метрики" купили выходцы из инвестиционного подразделения московской "Альфа-Групп". Основатель "Метрики" Евгений Лебедев подал иск о личном банкротстве. Как розничная сеть компания больше не работает. На месте магазинов будет построено жилье.

Комментарий юристов: Тот факт, что один из товарных знаков не был продлен, не значит, что правообладатель отказался от его развития или продажи. Причиной может быть, например, экономия на пошлинах, а не готовность правообладателя сделать товарный знак доступным для конкурентов. Важно, что будет происходить со словесным товарным знаком.

Техношок

Кому принадлежит: ЗАО "Компания "Симтекс"

Когда истекает: Несколько старых товарных знаков сети истекли еще в начале 2000-х. Один товарный знак действует до 2027 года (был продлен в 2017 году). Еще два действуют до 2025 года (были продлены в 2014 году).

Что случилось с сетью: В 2014 году Виктор Гордейчук, владелец "Техношока" объявил об объединении сети "Техношок" с "Техносилой". В сделку вошли торговое оборудование, товарные запасы, договоры аренды, но не товарный знак. В 2015 все магазины уже работали под вывеской "Техносила". Права на "Техношок" в сделку не вошли. Позднее "Техносила" объединилась с "Эльдорадо" и "М.Видео", в 2017 году магазины "Техносилы" были закрыты.

Комментарий представителя компании Виктора Гордейчука: "С брендом "Техношок" я расставаться не намерен, права на него остались, но планов конкретных сейчас нет. Бренд интересен, есть потребители, которые доверяют ему. Передавать конкурентам точно не планирую".

Комментарий юристов: Вероятность продажи данного товарного знака другому лицу крайне низкая. Пока прежнюю сеть еще помнят потребители ее возрождение в качестве бренда другого лица — это не самый привлекательный вариант для компании. Защита одного из товарных знаков была продлена в прошлом году, поэтому можно сделать вывод, что в возрождении "Техношока" каким-либо другим лицом правообладатель товарного знака по-прежнему не заинтересован. 

Дети, Здоровый малыш

Кому принадлежит: ЗАО "Дети" (бренд "Дети"), ЗАО "Спецобслуживание" (бренд "Здоровый малыш")

Когда истекает защита: у большинства товарных знаков, включающих в себя словесный элемент "Дети" она заканчивается во второй половине 2019 года, но защита еще двух истекает в апреле 2021 и в декабре 2024 года.

Что случилось с сетью: Конфликт между основателями сети "Здоровый малыш" и совладельцами ГК "Дети" Николаем Кичиджи, Алексеем Угаркиным и Романом Яворским произошел в середине 2014 года, и его итогом стал крах лидера детской розницы Петербурга. В начале 2016 году АО "Комбинат питания" приобрело право на использование товарных знаков "Дети" и "Здоровый малыш" у совладельцев ГК "Дети" Романа Яворского и Алексея Угаркина. В 2017 году компания закрыла все магазины под вывеской "Дети", на следующей неделе закроется последний магазин "Здоровый малыш". 

Комментарий юристов: Словесный товарный знак "Дети" перспективный, потому что слово "дети" не только яркое применительно к реализации детских товаров, но и привлекательное с точки зрения его защиты. Зарегистрировать такой знак с нуля в Роспатенте сейчас может быть затруднительно: оно указывает на назначение товаров, что, с точки зрения законодательства о регистрации товарных знаков, серьезное препятствие в регистрации. Может быть много желающих приобрести готовый товарный знак и сделать полный ребрендинг, устранив ассоциации с прежней сетью. 
Товарный знак "Здоровый малыш" пока действует, и, если не будет продлен, истечет в 2019 году. Любопытно, что несмотря на это другие участники рынка уже подали заявки на регистрацию обозначения со словесным элементом "Здоровый малыш", возможно, для того, чтобы при прекращении изначального товарного знака иметь возможность "перехватить" исключительное право.

Лучше пользоваться своим брендом

После поглощения "Евросети" ретейлером "Связной" все активы компании поделили поровну "Мегафон" и "Вымпелком". Если с разделением магазинов проблем не было, то вопрос использования бренда долго оставался открытым. В результате обсуждений стороны объявили о "заморозке" бренда. Но единственный механизм сохранения прав на товарные знаки закрывшейся сети — это продление исключительных прав на них, указывают в Claims.

В то же время знак, которым долго не пользуются, уязвим. К нему могут последовать иски о прекращении их правовой охраны вследствие неиспользования — лицо, которое докажет свою заинтересованность, сможет такой товарный знак отменить.

Примеры на рынке есть. Как писал "ДП", в прошлом году "Пивоваренная компания "Балтика" получила иск от индивидуального предпринимателя Павла Андреева, который пытался лишить пивоваров прав на товарный знак "Ленинградское". Пиво под этой маркой давно не выпускалось. История закончилась тем, что "Балтика" выплатила заявителю компенсацию в обмен на его отказ от своих притязаний, но смогла реанимировать бренд и поставила пиво с таким названием на полки магазинов.

"Если поклонник бренда или конкурент уверен, что права на товарный знак не будут продлеваться, он может подать заявку на регистрацию такого же или аналогичного обозначения в момент истечения действия товарного знака. Заявку можно подать даже раньше — например, за полгода или год до даты истечения — тогда к тому моменту, когда будет приниматься решение о регистрации нового знака, формальное препятствие к его регистрации исчезнет", — говорит Анастасия Кузнецова, партнер Claims. "Важно, чтобы в действиях такого лица не усматривались признаки недобросовестной конкуренции или злоупотребления правом", — подчеркивает она. Такое возможно, если из совокупности фактических обстоятельств следует намерение лица использовать чужую репутацию и известность ранее существовавшего бренда.

Источник

Комментарии к записи:
Бренд торговой сети

  • Пока нет коментариев.
  • Добавить комментарий