Шелкография (трафаретная печать) – идеальный способ печати, отвечающий такому ряду требований, как:
- отсутствие стандартных ограничений по формату;
- использование нестандартных эффектов и технологий;
- качественное воспроизведение цветовых градаций;
- необходимость печати на объемных объектах.
- печать на нестандартной основе.
Для обеспечения технологического процесса шелкографии необходимо специальное оборудование и вспомогательные материалы. Мы расскажем, что вам потребуется для шелкографии, пройдя виртуальный путь от начала процесса и до его завершения.
Оборудование и материалы для допечатной подготовки
Первый шаг – подготовка изображения на компьютере. Для его создания и редактуры используются специализированные графические пакеты, общепринятым является CorelDRAW.
Для обеспечения наиболее профессионального результата можно использовать различные специализированные тренинговые курсы по созданию изображений непосредственно для трафаретной печати, например, Corel Draw for Screen Printers DVD.
Разработка и создание изображения зачастую является трудоемким длительным процессом. В условиях нехватки времени или необходимости новых дизайнерских идей хорошим ресурсом выступят различные библиотеки уже готовых шаблонов и проектов для шелкографии.
Готовое изображение наносится на пленку в масштабе 1:1 по отношению к итоговому результату. Пленка с изображением – фотоформа — используется для создания трафарета. Для печати фотоформ необходимы специальные принтеры, например Epson Stylus Pro 7890. Для создания фотоформ, лучше обратиться в фирму специализирующеюся на фотовыводе.
Для изготовления трафаретной формы понадобятся экспозиционная камера, трафаретная сетка, оборудование для натяжения трафаретной сетки, трафаретная рамка, химия и вспомогательные материалы, например, обезжириватели сетки.
Качество печати и ее разрешающая способность зависят от ячеистости сетки, используемой в трафарете – чем мельче сетка, тем выше разрешение.
Трафаретная сетка натягивается и закрепляется на рамке, которая может быть изготовлена из дерева, стали или алюминия. Наиболее популярными являются алюминиевые рамки за счет их легкости и способности выдерживать большую силу натяжения.
Качество печати зависит от равномерности и силы натяжения сетки. Для натяжения сетки на рамку используются специальные натяжные устройства – пневматическое оборудование или механические натяжные столы. Использование натяжных устройств необходимо для качественного, равномерного и стабильного натяжения сетки.
Для более точного контроля за уровнем натяжения сетки на раме используется тензометр.
Также необходим клей для рам – он осуществляет прочное закрепление сетки на раме. Химия, которая понадобится дл изготовления трафаретной рамки:
- трафаретная ретушь;
- фотоэмульсия – выбирается в зависимости от типа будущего носителя изображения (фотоэмульсия для стекла, керамики, текстиля и т.д.);
- химия для регенерации трафарета (жидкости для смыва трафаретов);
- обезжириватели сетки (потребность в обезжиривателе определяется типом сетки – на рынке представлены некоторые виды сеток, не нуждающиеся в обезжиривании).
Для нанесения фотоэмульсии используются такие приспособления, как ракель-кюветы (бывают как для ручного, так и для автоматического нанесения) и автоматические машины для нанесения эмульсии.
Особое значение толщине и равномерности нанесенного эмульсионного слоя придается в процессе изготовления трафаретов для высоколинеатурной продукции. Автоматические системы для нанесения фотоэмульсии позволяют достигнуть наилучшего результата.
Экспозиционная камера переносит изображение с подготовленной фотоформы на трафаретную печатную форму за счет светочувствительного слоя эмульсии, который наносится на трафарет и затвердевает под воздействием ультрафиолетового излучения.
После завершения экспонирования полученный трафарет промывается и та часть эмульсии, которая осталась незасвеченной, вымывается, оставляя требуемое изображение. В том случае, если в изображении используется несколько цветов, под каждый цвет готовят отдельный трафарет.
Для обезжиривания, очистки и промыва трафаретной формы используется специальная ванна.
При наличии копировальной рамы, УФ-лампы и УФ-сушки, ванна для обработки форм становится универсальной – в ней также можно проявлять фоточувствительный слой. Этот комплект из 4 устройств способен заменить экспозиционную камеру.
С помощью копировальной рамы осуществляется вертикальная засветка трафаретной формы.
Экспонирующий фонарь (УФ-лампа) необходим для непосредственно засветки трафарета. Мощность ламп может быть различной, диапазон их работы – 300-400 нм. В данном диапазоне достигаются оптимальные условия экспонирования.
Для обеспечения максимального качества промыва трафаретных форм можно использовать мойки высокого давления. Большинство представленных на рынке моделей моек создают оптимальное давление воды, что позволяет избежать повреждения или разрыва сетки.
Оборудование и материалы для печати
После подготовительных операций и создания готового трафарета следует этап непосредственной печати изображения на конечном носителе. Трафарет помещается на изделие, необходимое количество краски наносится на сетку и пропечатывается путем надавливания. Этот процесс может быть как ручным, так и автоматизированным и полуавтоматизированным, в зависимости от размера тиража и цели печати.
Виды станков для шелкографии:
Ручное оборудование для печати
Ручное оборудование применяется при печати небольших тиражей. Ручные станки отличает более низкая стоимость по сравнению с другим печатным оборудованием для шелкографии.
Ручной печатный стол предназначен для трафаретной печати изображений на плоских поверхностях. Он оборудован вакуумной камерой и алюминиевой столешницей, которая устойчива к воздействию растворителей.
Для многоцветной печати печатные столы комплектуются системой микрометрических проводок – они позволяют равномерно перемещать стол, обеспечивая более легкую центровку и четкое совмещение цветов.
Самыми удобными и функциональными моделями ручных станков являются те, в комплектацию которых входит и вакуумный стол, и микрометрический привод, а также печатная каретка с возможностью настройки. Наиболее комфортабельная работа осуществляется на станке с наклоном не более 30°, а подъем печатной каретки осуществляется горизонтально относительно печатного стола – это предотвращает стекание краски. При выборе станка количество печатных секций определяется используемым форматом печати. Например, для печати на текстиле лучше всего подойдет шестикрасочный станок, для печати форматов А0 и А1 – однокрасочный.
Станки для цветной трафаретной печати изготавливаются по типу карусели.
Отдельный вид ручных станков представляют станки для печати спортивных номеров и других постандартизированных потоковых изображений.
Также для многоцветной печати используются станки, позволяющие работать с бо́льшим количеством цветом – на рисунке представлен карусельный станок, имеющий 14 секций. Некоторые модели, изначально имеющие определенный набор секций, например, 6, могут быть модернизированы путем увеличения количества секций.
Ручной круговой станок применяется для печати на объемных предметах, имеющих небольшой угол конусности (пепельницы, кружки и т.д.)
Полуавтоматическое оборудование для печати
При печати на плоскопечатных однокрасочных станках материал подается вручную отдельными листами, при этом вывод листов на транспортер устройства для сушки производится при помощи автоматизированной системы.
Для многокрасочной печати большого тиража плоских изделий применяются карусельные полуавтоматические станки, которые позволяют осуществлять совмещение цветов различного уровня сложности.
Универсальные полуавтоматические станки совмещают в себе возможности печати как на плоских изделиях, так и на изделиях цилиндрической и конической формы. Широко используются для печати на флаконах, бутылках, кружках и других подобных изделиях.
Автоматическое оборудование для печати
Автоматические карусельные станки позволяют максимально эффективно оптимизировать процесс печати, который сокращает действия печатника до минимума — положить материал, предназначенный для печати, зафиксировать его, а потом просто снять после завершения процесса печати.
Сушильное оборудование
При работе с текстильными изделиями в процессе печати необходимо осуществлять промежуточную сушку с помощью специальных промежуточных сушилок. Это позволяет определить возможность применения высокоскоростного режима печати, обеспечивает отличное качество итогового изображения на изделии, а также придает насыщенность и яркость краскам.
Окончательная сушка изделий после процесса нанесения изображений направлена на полное высыхание краски, которое осуществляется с помощью термической обработки. Для этого применяются устройства для финального закрепления краски, к которым относятся инфракрасные и ультрафиолетовые туннельные сушилки.
Когда трафаретная печать производится на ручных станках, как правило, используется сольвентная краска, в редких случаях – водная. Если требуется выполнение специфической задачи, например, печать на стеклянных, металлических изделиях и материалах с порошковым покрытием, применяется 2-х компонентная краска, в основе которой находятся натуральные и синтетические смолы.
По причине ограниченной производительности ручных станков и необходимости естественной сушки вышеперечисленных красок (кроме 2-х компонентной), оптимальным сушильным оборудованием в такой производственной ситуации является полочный сушильный стеллаж.
Следует отметить, что качество сушильного оборудования, используемого в шелкографическом производственном процессе, напрямую влияет на качество отпечатанного изображения и на его устойчивость к различного рода воздействиям (механическим, температурным, химическим).
После финальной сушки изделие готово к использованию.
Дополнительное оборудование
Ракель – приспособление для продавливания краски через трафаретную сетку. Ракели используются и для ручной печати, когда процесс продавливания осуществляется непосредственно печатником, и для автоматической печати с помощью станков – в этом случае ракель является элементом печатной машины. Ракель состоит из ракельного полотна и ракельдержателя.
Как правило, ракельдержатель изготавливается из алюминия или дерева, а его форма делается удобной для руки. Если мы имеем дело с ракелем в печатном станке, то его ракельдержатель, как правило, сделан из металла, а его форма зависит от модели станка.
Ракельное полотно сделано из резины, является самым важным элементом ракеля, поскольку от полотна зависит прохождение краски через сито.
Для увеличения срока службы ракельного полотна и поддержания идеального состояния печатной кромки используются устройства для заточки ракелей – полуавтоматические и автоматические станки для заточки ракеля до требуемых толщин, степени жесткости, углов и форм заточки.
В процессе трафаретной печати зачастую используются смесевые цвета, при этом значительная часть времени уходит на подготовку краски. Временные затраты возрастают при печати больших тиражей, когда краска требуется в большом объеме. Качество трафаретной печати зависит от степени однородности краски по вязкости, высокую степень которой позволяют достичь устройства для автоматического перемешивания. Они необходимы для разбавления и колерования краски, а также и перед ее использованием после хранения. Благодаря устройствам автоматического перемешивания, процесс подготовки краски к печати занимает мало времени и достигает наилучшего результата.
Печать на автоматических станках карусельного типа в обязательном порядке сопровождается интенсивной промежуточной сушкой. Это приводит к нагреву рабочих столов и нарушению температурного печатного режима. Снижение этого эффекта осуществляется путем уменьшения скорости печати, что снижает производительность оборудования. Использовать по максиму возможности печатных машин, избегая потерь времени в ходе производственного процесса помогают устройства для охлаждения текстильных изделий.
Для фиксации изделий на рабочих столах как автоматических, так и полуавтоматических и ручных печатных станков, используется клеевое покрытие. Для повышения производительности работы и надежной промежуточной фиксации изделий применяются устройства для нанесения клеевого покрытия, которые бывают ручными и автоматическими.
Для удаления пятен, которые неизбежно возникают в процессе печати, применяются специальные устройства.
Расходные материалы
К расходным материалам в шелкографии относятся уже упомянутые нами трафаретные рамки и сетки, а также разнообразная химия, эмульсии, краски и лаки.
Мы рассказали о расходных материалах для предпечатной подготовки. В ходе печатного процесса потребуются как сами краски, так и различные пигменты и глиттеры, позволяющие достигнуть интересных визуальных эффектов конечного изображения. Выбор краски зависит от типа материала, из которого изготовлено печатное изделие.
К вспомогательной химии относятся активаторы, обезжириватели, смыватели эмульсии, клей, разбавитель для клея, ускорители адгезии клея, шерохователи и ретуши.
Для достижения максимальных результатов шелкографии необходимо уделять пристальное внимание качеству оборудования и материалов на всех этапах печатного процесса. От таких незначительных на первый взгляд деталей, как, например, качество клея для промежуточной фиксации изделий, может зависеть итоговый результат печати. Важным моментом является выбор исходного материала под печать, качество и специфика которого обуславливает дальнейшую работу. В случае с цветными текстильными изделиями большое влияние на итоговый результат печати оказывает изначальная прокраска используемого материала.
Добавить комментарий